Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
03.05.2024, 05:53
НеОдинокая
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Дети и их родители [21]
Психология: наедине с собой [23]
Отношения полов [37]

Случайное фото

Что у партнеров

Статистика

Главная » Статьи » Статьи » Дети и их родители

Как говорить, чтобы ребёнок вас понял?

Причины непонимания

  

Дети считают себя бессмертными существами (что само по себе неплохо), и ни одному ребёнку как-то не верится, что именно с ним, именно с ним может произойти несчастье. Отсюда – тот самый налет легкомысленности или пофигизма, на который мы так часто натыкаемся, особенно когда беседуем с подростками.

Дети вообще устроены иначе, чем взрослые. И из-за этой «инакости» они действительно часто не понимают нас. Или понимают, но совсем не так, и видят совсем не то, что мы имели в виду. Было у вас такое: скажешь дочке или сыну «Убери в своей комнате», он/она трудится, убирает, и вроде старается, а в результате вы обнаруживаете все тот же хлам и мусор, только переставленные в другом порядке. С вашей точки зрения, это безобразие. С детской – полный порядок, потому что ценные (красивые!) и нужные для него/для нее вещи (хлам – по-нашему) глупо засовывать куда подальше.

То же самое происходит, когда мы о чем-то предупреждаем, или о чем-то просим, или в чем-то пытаемся убедить детей. Детское мышление конкретно и практично. До высоких абстрактных истин оно дорастает к средним, а чаще – к старшим классам. Потому общие рассуждения, как правило, не задевают их. А нотации и назидания вообще вызывают зевоту. (Кстати, о поддакивании. Родителей это раздражает: кивает детка головой, соглашается, вроде все понял, а потом выясняется, что не понял ни-че-го. Но обижаться не стоит. Думается, что умные дети поддакивают нам из самых гуманных соображений: мама/папа распинаются/стараются – и так не хочется их огорчать.)

«Детский язык», или как говорить, чтобы ребёнок вас понял? Говорите с детьми на их языке — и они прекрасно усвоят то, от чего вы хотите их предостеречь.

1. Объясняйте наглядно и образно

Чтобы ребенок как следует запомнил что-либо, ему мало услышать. Он должен:
— увидеть,
— ощутить,
— воспринять через органы чувств и эмоционально (к слову сказать, наше подсознание работает так же, для него родной язык – образы и чувства).

Итак, хотите, чтобы ребёнок вас понял, по-настоящему понял, – создайте образ и задействуйте его органы чувств. Кстати, и для больших детей образ полезнее, чем долгие речи и слова. Он прямым ходом идет в подсознание, а что туда попало – никогда не пропадет.

2. Играйте

Игра — лучший способ донести до ребенка нужные сведения. Причем так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.

Пока ребёнок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так, неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать.

Когда играете – любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.

3. Уроки между делом

Вспомните ненавистный предмет перед экзаменом и то, как быстро и благополучно вы его забыли, как только сдали. Тут то же самое. То, что надоело и из-под палки, – усваивается с трудом. (Тот самый внутренний протест виноват!)

Уроки безопасности тоже лучше всего проводить:
— неназойливо,
— вызывая любопытство и желание узнать.

Чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребёнок усвоит их на «отлично».

Главный принцип обучения – учить так, чтоб ребёнок захотел учиться.
Посадить ребёнка и прочитать ему лекцию – это возможно. Невозможно заставить его слушать это целый час. Если вы начали говорить, говорить, говорить, говорить, говорить и видите, что глаза он поднял к потолку, рукой подпер голову, голову склонил вбок, шевелит губами, дергает ногой или что-то рисует, – можете быть уверены, он уже давно не в этой комнате, не с вами.

Лекции можно читать, если вы:
— хороший оратор и обладаете даром убеждения
— чувствуете неутихающий интерес ребёнка

Лекция даже взрослыми усваивается и откладывается в долгую память процентов на пять.

Так что говорите чётко, кратко и образно.

4. Покажите, как надо делать правильно

Если вы хотите дать ребёнку расти и развиваться, вам придется научиться противостоять общественному мнению. Трафаретам, привычкам, правилам давней давности, мнению каких-то прохожих, которым до всего есть дело.

Легче согласиться с воплями из подворотни, лучше — думать своей головой. Но думать придется или заранее, или о последствиях. Кстати, и ребенку тоже не помешает учиться сначала думать, а потом делать (лазить, прыгать, бегать, скакать…).

5. Коварное «нет»

О коварстве «нельзя» мы уже говорили. С «нет» и «не…» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!
Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».

Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они – народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов, у него «бананы в ушах». Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».

С риторическими вопросами происходит почему-то то же самое: и детей, и даже ваше подсознание они скорее раздражают, потому что на них не требуется ответа. Особенно злятся подростки, когда из-под вашего вопроса выглядывает что-то ехидное и запретительное типа: «Я тебе русским языком говорю: до каких пор… ?!».

Что из этого следует?

Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя».

Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение).

Будьте осторожно-тактичны со слегка ироничными намеками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощренного подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так не уверены в себе).
А если вам все-таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю…
Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична.

6. Повторяйте по-разному

Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится, и уже надолго.

Информация переходит в долговременную память:
— когда информация яркая, эмоциональная;
— когда человек повторяет ее, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!

В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем – повторять: через три дня, через неделю – через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же – по-разному.
Последовательно, постепенно, углубляя и возвращаясь к пройденному надо говорить и о простых и о более сложных вещах. Ребенок растет, но правила не меняются. Они лишь дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.

7. Рассказывайте сказки

Лучший способ что-то донести до ребёнка — поиграть в это, проживая в игре всяческие сложные ситуации, в которые может попасть маленький человек. Или рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребёнок, может быть, несознательно соотносит с собой.

Отрывок из книги Заряны и Нины Некрасовых «Без опасности: от рождения до школы»

Категория: Дети и их родители | Добавил: neveralone (15.07.2014) | Автор: Заряна и Нина Некрасовы
Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    Случайные статьи

    Поиск

    Что у партнеров

    Copyright НеОдинокая © 2024